Вы здесь

Комментарий к СТ 319 АПК РФ

Статья 319 АПК РФ. Выдача исполнительного листа

Комментарий к статье 319 АПК РФ:

В соответствии с ч. 2 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого судом апелляционной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции, если иное не предусмотрено Кодексом. Так, согласно ч. 1 ст. 96 АПК РФ исполнительный лист на основании определения об обеспечении иска выдает арбитражный суд, который вынес указанное определение; исполнительный лист на основании определения о наложении судебного штрафа также выдает арбитражный суд, который вынес данное определение.

Если суд апелляционной инстанции рассматривал дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ), исполнительный лист также выдается судом первой инстанции.

При частичном удовлетворении апелляционной жалобы суд первой инстанции в исполнительном листе указывает резолютивную часть постановления суда апелляционной инстанции и воспроизводит резолютивную часть решения суда первой инстанции, оставленную без изменения (п. 40 Постановления Пленума ВАС РФ "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2011 N 30)).

Исходя из ст. 20 Бюджетного кодекса РФ взыскание денежных средств в доход бюджетов всех уровней осуществляют администраторы поступлений в бюджеты, определяемые в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации". Таким образом, уполномоченным государственным или муниципальным органом на взыскание денежных средств в доход бюджета является администратор поступлений в бюджет, который, как правило, выступает в судебном процессе от имени соответствующего публично-правового образования (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.09.2006 N 114 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами статей 319, 320 АПК РФ").

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

В практике возник вопрос, как влияет на исполнение судебного акта отсутствие на его копии сведений о вступлении в законную силу (т.е. не проставлен соответствующий штамп). При рассмотрении спора Президиум ВАС РФ ответил на этот вопрос следующим образом: "...отсутствие на копии судебного акта сведений о вступлении его в законную силу при указании даты вступления в законную силу в самом исполнительном листе не может являться основанием для возврата исполнительного листа без исполнения, поскольку согласно ч. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.

Кроме того, в ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исчерпывающий перечень оснований для возвращения исполнительного листа без исполнения, который не подлежит расширительному толкованию. Такого основания для возврата, как отсутствие на заверенной копии решения суда сведений о вступлении его в законную силу, не предусмотрено, поскольку это подтверждается самим фактом выдачи исполнительного листа.

При названных обстоятельствах взыскателю не может быть отказано в исполнении исполнительного документа, выданного на основании вступившего в законную силу судебного акта, из-за недочета в оформлении его копии" (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 5525/10).

Дискуссионным является вопрос: должен ли суд выдавать исполнительный лист по собственной инициативе, либо необходимо дожидаться ходатайства взыскателя? Применительно к спорам о выплате компенсации за длительность судебного разбирательства Президиум ВАС РФ в рамках конкретного дела занял позицию, согласно которой, поскольку исполнительный лист по решению суда о присуждении компенсации подлежит направлению на исполнение судом в пятидневный срок со дня принятия решения (абз. 2 ч. 1 ст. 428 ГПК РФ, абз. 2 ч. 3 ст. 319 АПК РФ), для направления исполнительного листа заявление или ходатайство взыскателя об этом не требуется" (п. 56 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок").

В практике сложилась ситуация, когда взыскатель не требовал выдачи ему исполнительного листа, а суд по собственной инициативе исполнительный лист не выдал. Через пять лет после вступления решения в законную силу взыскатель обратился в суд за выдачей исполнительного листа. Суд в выдаче исполнительного листа отказал, поскольку полагал, что истек срок на его предъявление к исполнению (этот срок составляет три года с момента вступления решения в законную силу, п. 1 ч. 1 ст. 321 АПК РФ). Президиум ВАС РФ с этой логикой рассуждения не согласился и пришел к выводу о необходимости выдачи исполнительного листа за пределами трехлетнего срока предъявления его к исполнению, поскольку срок предъявления исполнительного листа к исполнению может быть восстановлен (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 14272/05).