Комментарий к СТ 318 АПК РФ
Статья 318 АПК РФ. Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов
Комментарий к статье 318 АПК РФ:
Часть 2 настоящей статьи оставляет открытым вопрос: по всем ли делам выдаются исполнительные листы? До Президиума ВАС РФ дошел спор, в котором по заявлению налогоплательщика суд признал незаконными действия налогового органа и указал, как допущенные нарушения должны быть устранены. Суд первой инстанции отказался выдать исполнительный лист на судебный акт, поскольку пришел к выводу, что судебный акт не подлежит принудительному исполнению. Президиум ВАС РФ отметил, что, "как следует из резолютивной части решения, суд не только признал незаконными определенные действия инспекции, но и обязал ее устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя. У суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления предпринимателя о выдаче исполнительного листа. В случае неясности положений исполнительного листа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения".
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 1570/09.
Дискуссионным является вопрос о том, как исполнять судебный акт о взыскании денежных средств с федерального бюджетного учреждения, если у него отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства. Президиум ВАС РФ предложил следующую конструкцию: "...в силу статей 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе как через лицевые счета.
Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.
Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание".
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 N 6758/08.
См. также: Постановления Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 9647/10, от 21.10.2008 N 6758/08.